«Зачем нужен психолог в детском саду?» – недоумевают многие родители, ошибочно полагая, что психолог необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств, что подобного рода специалист работает с психически нездоровыми детьми. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом.
Чтобы развеять этот миф, следует подчеркнуть, что психолог в детском саду работает со здоровыми детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями.
Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.
Основная цель педагога-психолога в ДОУ – создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и гармоничного развития дошкольников в условиях ДОУ.
Психология в образовательном учреждении имеет 3 направления – это работа с детьми, работа с родителями и работа с коллективом. Каждое из этих направлений состоит из психологической диагностики, коррекционно-развивающей работы и психологической профилактики.
Направления деятельности педагога-психолога в ДОУ
Работа с детьми: психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа.
Основная цель психологической диагностики – предотвращение возможных проблем в развитии дошкольников.
Психолог в образовательном учреждении в первую очередь занимается проблемами, связанными с обучением.
Т.е. исследует развитие познавательной сферы дошкольника. Это развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.
Исследование личностной сферы ребёнка проводится только в свете влияния данных особенностей ребёнка на процесс обучения и общения со сверстниками и педагогами (по запросу воспитателей и родителей). Психодиагностика ребёнка проводится с согласия родителей или законных представителей ребёнка. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка передаётся родителям при индивидуальной беседе. Воспитатели получают рекомендации по взаимодействию с ребёнком.
Коррекционно-развивающая работа включает в себя индивидуальные и групповые развивающие и коррекционные занятия. Основные цели работы – развитие внимания, восприятия, памяти, образного и логического мышления. Формирование навыков самоконтроля, развитие произвольности, эмоциональной сферы, речи, обогащение словаря, расширение кругозора.
Работа с родителями и педагогическим коллективом: консультирование и психологическая профилактика. Психологическое консультирование в ДОУ проводится с воспитателями и родителями по поводу трудностей ребёнка, особенностей его развития. Психологическая профилактика родителей и педагогов носит предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся беседы, индивидуальные и групповые консультации родителей и педагогов (по плану и по запросу), оформление стендовой информации, разработка и распространение памяток.
Итак, нужен ли психолог в детском саду?
Обязательно нужен! Задача психолога в том, чтобы преодолеть трудности, которые возникают у малыша. И, безусловно, окончательное решение родители будут принимать сами!